​Невозвратные билеты – напасть на наши головы

​Невозвратные билеты – напасть на наши головы

Капитализм, с его философией неуемной наживы на всем и вся, преподносит нам все новые и новые неприятные сюрпризы. На днях в редакцию пришел до предела возмущенный человек и поведал нам о том, как авиакомпания «нагрела» его на стоимость двух билетов до Москвы, купленных заблаговременно. Ко дню вылета обстоятельства у него изменились, и он решил сдать билеты и вернуть их стоимость. По его словам, летает он довольно часто и прежде делал так не единожды. Однако, на сей раз, говоря на сленге современной молодежи, его ждал облом. В авиакассе ему сказали: «Ваши билеты относятся к категории невозвратных. Или вы летите, или ваши деньги пропали». Он не полетел и деньги, конечно, пропали.

Подозреваю, что пострадавших аналогичным образом довольно много, просто они не дошли до редакции. К сожалению, у нас нет полномочий помочь им в их конкретных случаях. Мы можем лишь поведать широкому кругу читателей о том, что такое невозвратные билеты и подсказать возможные пути возврата своих денег, если им пришлось отменить свой полет.

Понятие «невозвратные билеты» в нашей жизни появилось менее года назад, когда 6 июля 2016 года вступила в силу Поправка к Воздушному кодексу. Депутаты Госдумы, озабоченные развитием так называемых лоукостеров (малобюджетных авиакомпаний), решили помочь согражданам с ограниченными финансовыми возможностями, но получилось по В. Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Лоукостеров больше в стране не стало, но Поправкой сполна воспользовались обычные авиакомпании. Они немедленно ввели у себя так называемый невозвратный тариф. Много ума и труда для этого прилагать не пришлось – существовавшие у них дешевые тарифы (промо-тарифы) они просто перевели в невозвратные.

Поскольку невозвратные авиабилеты стали нашей повседневной реальностью, есть смысл и польза для всех нас разобраться с ней и понять, что в ней и как. Это тем более актуально, что большинство из нас стремится покупать билеты по минимальным ценам, а значит, они невозвратные.

Покупая билеты в авиакассе, мало кто из нас задумывается из чего складывается его цена. Каждая авиакомпания имеет свою собственную, отличную от других, ценовую политику. Однако, у всех у них в стоимость билета входят собственная прибыль и различные сборы: аэропортовые (за прием и обслуживание самолета), топливные (за заправку самолета), комиссионные агентов (за продажу билетов) и много других. Билет одной и той же авиакомпании на один и тот же рейс в разное время можно купить по разной цене: задолго до полета – значительно дешевле, накануне и в день вылета – значительно дороже. Это и понятно. Ты летишь, скажем, через месяц, а твои деньги все это время работают на компанию и приносят прибыль. Сам полет пассажир может осуществлять с разной степенью комфорта и сервиса, в зависимости от того, какие билеты на руках. Для этого билеты делятся на классы: первый класс, бизнес-класс, эконом-класс и другие. Больше того, существуют градации и внутри одного класса. Казалось бы, какая градация может быть внутри эконом-класса!

Ан нет! Умудряются и здесь иметь 3-4 тарифа и у каждого из них свои правила применения.

Свои правила применения у всех тарифов во всех классах. Эти правила оговаривают как именно можно вернуть билет или обменять его на другую дату вылета. Эти правила устанавливаются самой авиакомпанией-перевозчиком и скрупулезно соблюдаются всеми агентами, продающими билеты.

К счастью огромного большинства людей, которые по разным причинам не имеют возможностей вникать в тонкости проблемы невозвратных билетов и отстаивать свои законные права, нарушаемые бизнес-структурами, есть люди, которые это делают за них и делятся опытом. Один из них – Юрий Федоров, руководитель Клуба свободных путешественников. Он советует попавшим на крючок авиакомпаний людям для начала понять свои права и свои возможности, а также узнать те организации, которые помогут «на благородном пути возврата своих кровных средств». Не буду это здесь подробно описывать, все это есть в свободном доступе в Интернете. Скажу лишь, что, по мнению Ю. Федорова, есть легальные способы и некоторые хитрости.

Итак, вы имели несчастье купить заблаговременно невозвратный билет, а ко дню вылета обстоятельства изменились, и вы решили не лететь. Вы обращаетесь (до даты рейса) в кассу, просите принять билет и вернуть вам уплаченные за него деньги. Некоторые эксперты полагают, что если в правилах применения тарифа при покупке вашего билета было указано, что он невозвратный, то ваши денежки пропали. Другие напоминают, что в Воздушном кодексе РФ есть статья 108, а в ней указано, что пассажир вправе вернуть деньги за билет, если он отказывается от перелета ранее, чем за 24 часа до вылета самолета. И даже если до вылета менее 24 часов, можно вернуть не меньше 75% от стоимости билета. Но вряд ли это удастся в результате ваших личных переговоров с авиаперевозчиком. Здесь не обойтись без судебных разбирательств. Так говорят эксперты, в жизни, однако, бывает и по-другому.

Мне особенно понравился рассказ на эту тему москвички, которая сумела вернуть невозвратный билет «Аэрофлоту», благодаря своей настойчивости и находчивости получила назад свои деньги без судебного разбирательства. Пересказываю ее историю вкратце, в надежде, что она научит кое-чему и читателей «Сердало».

Эта женщина заблаговременно купила невозвратные билеты на перелет из Москвы в Вильнюс и обратно на самолете «Аэрофлота». От полета пришлось отказаться, и прежде чем идти сдавать билеты, она проштудировала все на эту тему в Интернете. В офисе «Аэрофлота» ей сказали, что вернут только сбор Литвы – 395 рублей, потому что билет невозвратный. Москвичка процитировала им Воздушный кодекс и продолжала настаивать на своем – верните все деньги. Однако ей сказали, что Воздушный кодекс РФ не указ Правилам их компании – это документы одного уровня. Когда женщина пригрозила обращением в Роспотребнадзор, аэрофлотовские стали совещаться, но в итоге пришли к выводу, что вернут только те же 395 рублей. Настойчивая женщина пробилась до старшей по смене. Та долго изучала Воздушный кодекс и Правила компании, с кем-то советовалась по телефону, а потом процитировала статью 108 Воздушного кодекса: «Уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира». На основании этой формулировки, сообщили ей, «Аэрофлот» возвращает только сборы иностранных государств, а свои топливные и иные сборы оставляет себе.

Далее предоставлю слово самой отважной воительнице с могучим «Аэрофлотом»: «На этих словах я поняла, что спорить бесполезно и говорю: «Хорошо, я вижу, что Воздушный кодекс можно трактовать по-разному. Я иду в Роспотребнадзор, пусть они нас рассудят». И тогда эта старшая смены наклонилась ко мне и тихим заговорщицким голосом сказала: «Вы сделайте как все делают – принесите справку, что не можете лететь по болезни. И тогда мы вернем Вам не только сборы, а всю сумму целиком». Дала мне свой телефон, сказала, что сама примет у меня эту справку. Сказала, что даже диагноз никакой прописывать не нужно, просто указать, что авиаперелеты запрещены».

Оказывается, в наше время есть не только плохое, но и хорошее. Ушлая москвичка не стала по поводу справки обращаться в свою поликлинику, где такую бумажку ей могли и не дать, а купила ее на одном из многочисленных интернет-сайтов, где они есть в свободной продаже. Обошлось ей это в 700 рублей, зато «Аэрофлот» вернул ей восемь тысяч рублей.

Кто-то, особо щепетильный, может сказать, что сделала она это нечестным путем. Я бы не стал давать столь однозначную оценку. Если бы она так поступила в отношении государства, конкретного человека или общественной организации – да, заслуживала бы порицания и даже наказания. Но она боролась с коммерческой организацией, которая всю свою гигантскую мощь использует на то, чтобы обирать нас – не понимающих и не знающих всех их ухищрений и беспомощных перед этим экономическим монстром. Вы думаете, почему аэрофлотовцы испытывали такой страх при упоминании Роспотребнадзора, становились мягкими и уступчивыми? Только по одной причине – что-то в их позиции в этом споре было нечисто. Поэтому и подсказали путь, который уводил компанию от крупных неприятностей.

Ну и в заключение. Всеми авиакомпаниями предусмотрены случаи, когда вернуть невозвратные билеты можно, но это экстраординарные случаи: смерть пассажира или его ближайших родственников, медицинская справка о том, что состояние здоровья пассажира не позволяет ему полет. Но это может занять определенное время и даже дойти до судебных разбирательств. С тоской вспоминается советское время, когда все это решалось прямо у окошка кассы в течение 10-15 минут!

Если вам все же придется заняться возвратом невозвратного билета, предварительно подготовьтесь к общению с представителями авиакомпании.

И здесь вам самый надежный помощник Интернет.

Абу ГАДАБОРШЕВ

«Сердало» № 53-54




Дагестан Ингушетия КБР КЧР Осетия Ставрополь Чечня Адыгея Астрахань Волгоград Краснодар Калмыкия Ростов

Другие новости

Другие новости

Обьявления