К 50-летию художественно-графического факультета в Карачаевске открылась выставка

К 50-летию художественно-графического факультета в Карачаевске открылась выставка

Торжества, посвященные 50-летию со дня открытия художественно-графического факультета, ныне Института культуры и искусств Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, начались 9 ноября открытием выставки художественных произведений разных лет. Мероприятие состоялось в главном корпусе КЧГУ, на втором и третьем этажах которого располагается худграф. На выставке были представлены работы студентов, преподавателей и сотрудников университета: картины, графические работы, скульптура, керамика, художественный металл и др. Большой интерес гостей мероприятия вызвала экспозиция фотодокументов о 50-летней истории ИКИ. Среди экспонатов – работы известных мастеров С. Кулешова, В. Ветрова, Г. Макаренко, С. Велиева. 14 ноября в Музее имени Ахмат-Хаджи Кадырова на территории Мемориального комплекса «Аллея Славы» в Грозном Виктор Ветров, Магомед Закриев и Сергей Кулешов   представят совместную выставку картин «Кавказ.  Пленэр . Друзья».

В торжественном открытии выставки в КЧГУ приняли участие гости из Москвы, Ростова-на-Дону, Махачкалы, Майкопа, Грозного, Орла, Черкесска и других городов страны. На юбилей приехали выпускники прошлых лет, учителя школ, преподаватели вузов – все те, чья жизнь связана с художественно-графическим факультетом. Следует добавить, что с момента своего открытия и по сей день этот факультет считается одним из лучших подобных подразделений педагогических вузов нашей страны.

С приветственным словом к участникам торжества обратились ректор КЧГУ Т.А. Узденов и директор ИКИ В.Б. Огузов. Выпускники, студенты, преподаватели также выступили с воспоминаниями о родном факультете и пожелали ему процветания. На торжественном  открытии выставки выступили профессор МПГУ В.В. Корешков (г. Москва), профессор, искусствовед В.Н. Стасевич (Москва) – один из тех, кто стоял у истоков ХГФ, профессор ЮФУ В.П. Зинченко (г. Ростов-на-Дону) и др.

Мероприятия, приуроченные к юбилею, продолжились на следующий день. 10 ноября в КЧГУ начала работу международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы художественного образования и эстетического воспитания», посвящённая 50-летию художественно-графического факультета.

Однако, вернемся к выставке. Экспозиция начиналась уже в фойе первого этажа, и это настраивало на особый лад. На третьем этаже всеобщее внимание привлекали два арт-объекта: необычная кованая люстра и декоративная кованая решетка с эмблемами университета и факультета.

Юбилейная дата была на войлочном ковре, изготовленном мастерицей Л.М. Чомаевой, сшитые и расшитые ею национальные платья открывали и закрывали экспозицию.

Одним из центральных элементов экспозиции является картина М.М. Чомаевой «У Рим-Горы».

В центре экспозиции – скульптурные работы Б.И. Акбаева.

«Свобода творчества не есть вседозволенность или произвол, художник ограничен определёнными законами. Однако они расшифровке почти не поддаются, поскольку эта сфера, как и художественное восприятие — поле деятельности бессознательного», — говорят искусствоведы. Так это, или не так? Можно было попытаться дать ответ на этот вопрос, глядя на картину А.А. Занибекова «Композиция № 34» (не правда ли, звучит как название музыкального этюда?). Посетители выставки то и дело возвращались к этой работе, находя и расшифровывая все новые и новые символы, спрятанные в мозаичной структуре изображения, вращающегося в вихревом потоке (по часовой стрелке!).

Привлекает внимание картина В.Н. Рукавкова «Косари» (1972 г.) — пастозная живопись, дающая множество изобразительных возможностей техника, когда работают толстыми, непрозрачными мазками, сохраняя рельефный рисунок от кисти.  При близком рассмотрении – сплошной хаос, на определенном расстоянии воспринимающийся уже как цельное, тематически и композиционно завершенное произведение. В данном случае – косари, отдыхающие посреди пожелтевшего от летнего зноя луга. Кажется, что и автор находится среди них, во всяком случае, чувствуется, что тема сенокоса ему очень близка и понятна. Как и на следующей его картине, представленной на выставке – «Васильки».

Интересные, подсмотренные в обычной жизни простых людей жанровые сценки продолжились в работе А.А.Тимченко «Сельский гармонист» (1989 г.). И опять ощущение присутствия автора рядом, либо же эффект твоего вхождения в сюжет — поразительный, однако, закономерный для истинного искусства: чувства и образы составляют основной материал, с которым работает художник, а потому и адресатом воздействия выступает не столько разум, сколько эмоции и чувства человека.

Как это видится на полотне М.М. Эбзеева «Бабушка с внучкой». И на картине М.-У.Х. Борлакова «Весна».

Тему глубинных чувств продолжает натюрморт М.Б. Кипкеева «Старые вещи». Светлая грусть, передающаяся зрителю, и гимны Творению сквозят в работах большого мастера В.И. Эркенова. Его уже нет с нами, но Владимир Ибрагимович живет в своих картинах.

По мере продвижения по выставке еще раз осознаешь креативность, нестандартный, но очень профессиональный подход в формировании экспозиции и компоновке работ. Необычное расположение картин по принципу контраста, ретроспективы и по другим принципам, основанным на шестом, а может быть и на девятом чувствах, способствует лучшему их восприятию. И тогда каждое из произведений искусства говорит само за себя. А посетители выставки получают самые яркие впечатления.

В этом несомненная заслуга всех организаторов, но в особенности ответственного за выставочную деятельность Института культуры и искусств Р.И. Маршанкулова. Среди экспозиции его картины «Озеро Кара-Кёль». «Закат. Алан-Къарачай джуртум», «Танец облаков». Хочется заострить внимание на этой работе, написанной в удивительной цветовой гамме широкими, размашистыми, смелыми мазками, характерными для творчества Маршанкулова. Часто на его полотнах, как и на этом, горы дышат туманом, который неспешно поднимается с крутых склонов.

Привычка к волшебству, к обыкновенному чуду, когда ничто превращается в нечто , проступает в произведениях Ю.М. Алиева, безнадежно влюбленного в Махар. А его картины «Махар. Золото осени», «Махар. Голубой поток» — признание в самых искренних и чистых чувствах к заповедному уголку горного Карачая.

В мир фэнтези манят работы М.И. Блимготовой. Они, как порталы в другие измерения, то и дело неожиданным сиреневым окном проступают в разных уголках экспозиции. Цветовая гамма графических работ Блимготовой настолько прекрасна, что хочется окунуться в это потрясающее, очень тонкое и изящное многоцветие, фоном к которому могла бы послужить непривычная для слуха музыка средневековой Европы. Так и напрашивается цитата из «Фауста»:

Мир духов рядом, дверь не заперта, Но сам ты слеп, и все в тебе мертво. Умойся в утренней заре, как в море, Очнись, вот этот мир, войди в него.

Работы представлены в достойном, весьма удачно подобранном и стилистически выверенном обрамлении: серебряные рамы словно очерчивают границы фантастического параллельного мира. Хотя сюжет их вполне реалистичен – узнаваемые природные объекты – горы, реки, озера … Но неизгладимое впечатление производят великолепная техника, необычный цвет, а самое главное – свет, который идет от этих работ. Этот свет, наверное, — отражение богатств души самого автора.

Фантастическое впечатление производит и картина В.Б. Огузова «Эльбрус» (2016 г.). Залитый лунным светом, словно бы гигантским прожектором высвеченный исполин показан с другого ракурса, вообще, совершенно по-другому. Ни в одной из работ, на которых есть Эльбрус, я не видела такого. Просто потрясающе, кажется, что ты на другой планете.

Удивительное дело: каждый художник имеет свою, только ему присущую манеру, восприятие мира в своем цветовом спектре и и отражение его в определенной палитре красок. И когда узнаешь этот творческий почерк, даже не взглянув на подпись, становится радостно и тепло на душе, словно от встречи с хорошим, добрым человеком.

Об этом говорят словно подернутые легкой дымкой пейзажи М.С. Бостанова, такие дорогие сердцу каждого, кто знаком с этим замечательным художником.

Таково впечатление от живописи Б.Н. Тамбиева – «Закат на горе Чууана» и другие работы. Несколько лет назад проходила его персональная выставка, на которой представлены были прекрасные акварели. И нынешние, написанные маслом картины узнаваемы не только по сюжету и изобразительным приемам, но хотя бы потому, что в каждой из них сквозит огромная любовь автора к своей родной земле.

Любовь к миру, желание сделать его хоть чуточку лучше, прекраснее – наиболее важная и значимая черта творческих людей вообще и художников в частности. Так должно быть. Поэтому высокая поэзия сказочных горных пейзажей в картинах Натальи Кириченко уживается со строгой логикой и реализмом. Но в каждой ее работе при внимательном рассмотрении читается то, что «между строк».

Впечатляет картина «Утро в горах» З.Б. Джумаевой. А мне хотелось бы назвать ее «Синее утро». Ультрамарин, так щедро разлитый по масштабному полотну, поражает своей правдивостью: ведь утро в горах частенько бывает таким вот — синим-пресиним. Видят-то это все, но примечают только счастливчики-художники. Один из них — Ш.Х. Чотчаев. Его огромное, великолепное полотно в радужных тонах «Эльбрус на закате» стало одним из наиболее посещаемых среди экспонатов выставки.

В картинах В.Б. Аджиевой срабатывает интуиция художника-творца, способного проникать не только в прошлое, но и в будущее, стремящегося найти материальную основу таких высших духовных процессов, как философское осмысление всего сущего. Опять сквозь полотно проступает фантастический мир, но теперь уже другой его пласт – из глубин духовной культуры карачаевцев. Народ не то чтобы обожествлял, но, несомненно, одухотворял окружающий мир, наполняя его новым содержанием и высоким смыслом.

Итак, юбилей состоялся, и стал он настоящим праздником не только для коллектива Института культуры и искусств, университета или даже Карачаево-Черкесии. Эта дата стала значимой в масштабах всей Российской Федерации, о чем говорит география участников. Праздничная атмосфера в ИКИ продлится в течение месяца – пока будет работать эта замечательная выставка. Остается только призвать читателя непременно посетить ее, чтобы увидеть ее всю. Пусть простят меня все, о чьих замечательных работах я на написала — скромный объем информационного материала не позволяет этого сделать. Огромное спасибо художникам за этот щедрый подарок.

Зульфия Кечерукова

 




Дагестан Ингушетия КБР КЧР Осетия Ставрополь Чечня Адыгея Астрахань Волгоград Краснодар Калмыкия Ростов

Другие новости

Другие новости

Обьявления