Кавминводы и их куратор развиваются по-разному

Кавминводы и их куратор развиваются по-разному

Десятилетия невнимания к проблемам курортного региона Кавказских Минеральных Вод со стороны государственных структур, призванных отвечать за развитие этой уникальной территории, привели к упадку четырех федеральных курортов, и негативно отразились на основном богатстве КМВ – подземных минеральных водах.

Вероятнее всего, «в верхах» посчитали, что исправить ситуацию можно, создав еще одну чиновничью структуру, которая бы в инициативном порядке решала проблемы, мешающие дальнейшему развитию санаторно-курортного комплекса Ставрополья.

Так, в 2014 году, в самом центре курортного региона, в здании, где раньше располагалась администрация Кавказских Минеральных Вод, появилось федеральное Министерство по делам Северного Кавказа. Возглавить его было доверено Льву Кузнецову, до этого успевшего поработать и первым заместителем губернатора Таймырского автономного округа, и губернатором Красноярского края. Как видим, эти территории трудно назвать курортными. Однако это не помешало вновь назначенному министру с огромным задором приняться внедрять полученный ранее опыт на территории, которой требовался совершенно иной подход и понимание ее специфики. Не помешали процессу «перезагрузки» Кавминвод и отсутствие соответствующих полномочий у Минкавказа, и недостаток необходимых познаний у его сотрудников. Все эти пробелы с лихвой компенсировались энтузиазмом, с которым чиновники новоиспеченного ведомства принялись претворять в жизнь свои замыслы. Тем более, что региональные власти этому не противились.

По прошествии трех лет, в преддверии очередного курортного сезона, можно подвести некоторые промежуточные итоги, что называется, сверить часы, и попытаться понять, в том ли направлении мы движемся.

У многих еще свежи воспоминания, как летом 2014 года, на пленарном заседании Совета Федерации, прозвучала серьезная обеспокоенность за дальнейшую судьбу Кавминвод. Тогда же было принято решение безотлагательно разработать закон о курортном регионе КМВ, призванный надежно защитить их от неминуемой деградации и гарантировать процветание в недалеком будущем. Странным образом, разработать данный законопроект поручили не Минздраву, а Минкавказу. Трехлетний период неловких попыток ведомства Льва Кузнецова предложить какой-нибудь вариант проекта закона о Кавминводах, отвечающий поставленной задаче, не увенчался успехом. Фактически, это были три года упущенных возможностей. А тем временем, положение дел в курортном регионе, особенно состояние ее природных лечебных ресурсов, только ухудшалось.

Не завершив одно начатое дело, Минкавказ переключился на не менее интригующую затею – строительстве на Кавминводах инновационного медицинского кластера. Масштабы предстоящих преобразований буквально завораживали. Предлагалось за несколько лет потратить на кластер 162 млрд. рублей, и построить, недалеко от Минеральных Вод, много разных интересных объектов, обозвав их «инновационным кластером». Причем 40 млрд. рублей должны были поступить из федерального бюджета – не напрямую, конечно, а через некую хитрую структуру – Корпорацию развития Северного Кавказа, умело управляемую все тем же Минкавказом. Пока же, Корпорация и Минкавказ смогли соорудить дорогостоящую «незавершенку», недалеко от аэропорта «Минеральные Воды».

На этом дальнейшие практические шаги закончились. Но энтузиазм не иссяк. Однако, после того, как председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, в феврале текущего года, слегка пожурил Минкавказ за дороговизну проекта медкластера, заявив, что 1,6 млрд. рублей на проектные работы – это уж слишком, в ведомстве Льва Кузнецова повисла неловкая пауза, после чего на сайте Минкавказа появилась информация о том, что месторасположение кластера будут менять. Рассмотрев 16 новых площадок, медкластер теперь решили строить где-то на границе Ставрополья и Карачаево-Черкесии. Знающие люди утверждают, что и это еще не окончательный вариант.

Такая же печальная участь ожидала очередное детище Минкавказа, пожелавшего разработать законопроект о курортном сборе. Несмотря на обоснованную критику специалистов и общественности, чиновники министерства пытались убедить всех, что новый налог на курортников – это благо для отечественных курортов. А вот в Российском союзе туриндустрии на этот счет совершенно иное мнение. Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин видит в нем множество подводных камней, о которые способны споткнуться курорты Кавминвод в случае принятия минкавказовского законопроекта о курортном сборе. Более того, он утверждает о неготовности данного проекта закона и невозможности принятия его в текущем году. Справедливости ради, следует заметить, что в возникшем споре и противостоянии, эксперты склонны больше доверять Российскому союзу туриндустрии.

Еще один проект, который при любом удобном случае ставит себе в заслугу руководство Минкавказа, – это утвержденный правительственным постановлением комплексный план развития Кисловодска. Правда, и здесь дела обстоят не так радужно, как об этом говорят некоторые чиновники. Проблема заключается в том, что реализовать намеченный план, разработанный при непосредственном участии Минкавказа, очень проблематично. Город-курорт Кисловодск, зарабатывая достаточно средств, вынужден перечислять их львиную долю в вышестоящие бюджеты. Сейчас возникла критическая ситуация с оплатой коммунальных услуг в бюджетных организациях города, санитарной очистки территории. Имеются и другие проблемы. Предположить, что в сложившемся положении руководство Кисловодска сможет изыскать сотни миллионов рублей, необходимых для разработки проектно-сметной документации, – значит, погрешить против истины. А без утвержденной ПСД ни один рубль из федеральной казны не сможет быть направлен на реализацию конкретных мероприятий. В итоге, получилась ситуация, аналогичная проблеме перемещения чемодана без ручки. И как выйти из нее – не знает никто, даже всезнайки из Минкавказа.

Стремление компенсировать знания и умения чрезмерной активностью с молчаливого согласия руководства Минкавказа, продемонстрировала Корпорация развития Северного Кавказа, намереваясь полностью переформатировать сложившуюся систему мониторинга минеральных вод, и подмять под себя рынок бутилированной воды. Ничем хорошим это не закончилось. В результате всех этих «новаций» подземные минеральные воды, особенно Кисловодского и Пятигорского месторождений» стали еще более беззащитными. Что же касается промышленного розлива минеральной воды, то здесь трудно даже предположить, когда завершатся судебные процессы, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, и такой специфический рынок перестанет лихорадить. А причина всех этих бед одна – желание немного поэкспериментировать, не очень задумываясь о возможных негативных последствиях.

И так – во всем, за что бы ни брались специалисты Минкавказа и их «дочерние» структуры, вроде той же Корпорации.

Грустно признавать, но порадовать жителей Кавминвод и тех, кто планирует приехать к нам на отдых и лечение, пока что нечем. С большой долей уверенности можно говорить о том, что озвученный в декабре прошлого года грандиозный фестиваль, – не хуже, чем в Сан-Ремо, который должен был бы ознаменовать открытие нового курортного сезона, в 2017 году не состоится.

Не стоит сильно надеяться, что в текущем году из федерального бюджета регион получит сколько-нибудь ощутимые финансовые средства. На пресловутый кластер – возможно, а на решение жизненно важных для Кавминвод проблем – это вряд ли.

Если, вопреки логике, все-таки будет принят пресловутый закон о курортном сборе, – это только еще больше омрачит ситуацию.

Но, оказывается, не везде дела обстоят так плохо. Существуют еще островки стабильности и процветания, которые позволяют строить жизнеутверждающие планы. Конечно же, счастья, в привычном понимании для большинства наших граждан, на всех, по определению, не хватит. Тем более, мы должны испытывать радость и гордость за тех, кому этого самого счастья хватило с запасом.

Жителей Кавминвод откровенно порадовала информация о доходах федеральных чиновников, полученных ими в 2016 году. Оказалось, что из всех федеральных министров самый высокий личный доход в прошлом году получил не кто иной, как руководитель Минкавказа Лев Кузнецов. Согласно поданной им декларации, опубликованной на сайте кабмина, министр Кузнецов заработал в 2016 году 582,1 млн. рублей, в 12 раз превысив свой показатель за предыдущий год. Кузнецову принадлежат десять земельных участков в России, площадью от 958 до 1553 кв. м, и один жилой дом (563,6 кв. м) – все находится в индивидуальной собственности. Еще одним участком (3385 кв. м), который расположен во Франции, министр владеет на правах совместной собственности, такая же форма владения и у жилого дома во Франции, площадью 180 кв. м. Кроме того, Кузнецов лично владеет квартирой во Франции (109,3 кв. м), четырьмя гаражами (три из них – во Франции). В автопарке у Кузнецова – Mercedes-Benz A200, BMW M5 и Ferrari 599 GTB.

За отдельно взятого человека можно порадоваться. Конечно же, трудно предположить, что небедный человек, владеющий недешевой заграничной собственностью, будет слишком заботиться о проблемах какого-то курортного региона. Народная мудрость на этот счет утверждает, что сытый голодного не разумеет. Возможно, оно и так, и тогда понятно, почему из всего задуманного ничего хорошего не получилось. Когда у тебя столько собственности, и она разбросана по всему глобусу, разве остается время на то, чтобы думать о всяких разных мелочах?

Вот и получается, что ответственные руководители и региональные проблемы существуют как бы сами по себе, практически не соприкасаясь друг с другом. И от осознания такой действительности на душе становится еще более грустно.

Жанна ВОЙТОВСКАЯ.

Автор  Жанна ВОЙТОВСКАЯ



Дагестан Ингушетия КБР КЧР Осетия Ставрополь Чечня Адыгея Астрахань Волгоград Краснодар Калмыкия Ростов

Другие новости

Другие новости

Обьявления