Первой полнометражной киноленте России – 106 лет. 13 ноября 1911 года прошла премьера фильма Оборона Севастополя

Первой полнометражной киноленте России – 106 лет. 13 ноября 1911 года прошла премьера фильма Оборона Севастополя

Первому полнометражному – 106 лет. 13 ноября 1911 года произошло большое событие в российском и мировом киноискусстве: прошла премьера документально-игрового кинофильма «Оборона Севастополя». Постановка режиссёров Александра Ханжонкова и Василия Гончарова уникальна не только тем, что стала первой полнометражной для российского кинематографа. Она и по сей день остаётся одним из важнейших исторических источников о боях за Севастополь в период Крымской войны. 

Историческую и художественную ценность первой российской полнометражной кинокартины трудно переоценить. В ходе съёмок применены новые приёмы киноискусства: панорамирование, съёмка с разных ракурсов. Также впервые все сцены снимали двумя киноаппаратами одновременно. Исследователи относятся к этой работе как к исторической летописи событий 1854 – 1855 годов.

Режиссёры фильма «Оборона Севастополя» – Александр Ханжонков и Василий Гончаров. Инициатором съемок картины был именно Гончаров. Он же и добился «соизволения» императора Николая II на работу в Севастополе, вместе с обещанием выделить консультантов для восстановления достоверного хода боевых действий, предоставить подлинное обмундирование и вооружение из музейных хранилищ. Съемки проходили на местах сражений: Историческом и Приморском бульварах, Малаховом кургане, в Севастопольской бухте. В батальных сценах участвовали воинские формирования – около четырёхсот нижних чинов и сапёрная рота. В массовых фрагментах были задействованы местные жители.

ОЛЬГА ЗАВГОРОДНЯЯ, научный сотрудник Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя: «Это женщины, например. Они приглашены были для эпизода строительства Девичьей батареи. Дети севастопольские снимались в фильме – та есть эпизод, в котором дети собирают ядра».

Также в распоряжение киносъёмочная группа получила корабль и подводную лодку, чтобы снимать затопление парусного флота на входе в Севастопольскую бухту. Этот эпизод оказался наиболее сложным.

ОЛЬГА ЗАВГОРОДНЯЯ, научный сотрудник Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя: «Когда подводную лодку замаскировали под парусный корабль, то во время съёмок произошло обрушение этих сложных конструкций, потому часть эпизода пришлось переснимать уже потом в Москве».

И вновь впервые в истории Российского кинематографа авторы отважились прибегнуть к столь смелым чудесам монтажа. Кадры, снятые в Севастопольской бухте, совместили с фрагментами съёмок на Москве-реке. Получилось довольно убедительно.

Премьера фильма прошла 13 ноября 1911 года в Ливадийском дворце. Первыми зрителями стали Николай II, его семья и свита, команда императорской яхты «Штандарт».

ОЛЬГА ЗАВГОРОДНЯЯ, научный сотрудник Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя: «Конечно, авторы фильма очень волновались во время показа, но когда зажёгся свет, раздались аплодисменты. Проходя мимо Ханжонкова, император поблагодарил его за труды. И это означало: фильм можно пускать в прокат».

И вновь авторы стали первопроходцами – но уже в кинопрокатной индустрии. Ханжонков, потративший все личные сбережения, вложивший в производство фильма 40 тысяч рублей – большую сумму по тем временам – предложил владельцам кинотеатров страны купить у него копии плёнки. Затея удалась. Затраты с лихвой окупились. Прибыль получили обе стороны, участвовавшие в сделке. 22 ноября 1911 года премьера «Обороны Севастополя» для массового зрителя прошла в Большом зале Московской консерватории. В нашем городе картину впервые увидели в декабре 1911-го.

ОЛЬГА ЗАВГОРОДНЯЯ, научный сотрудник Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя: «Владелец кинотеатра «Лотос» Данильченко приобрёл право показа этого фильма в Севастополе. Кинотеатр этот находился на нахимовском проспекте дом 35 – это правее художественного музея имени Крошицкого».

В Музее героической обороны и освобождения Севастополя хранятся уникальные материалы, связанные с легендарной лентой. Среди них, например, открытки – фотокопии кадров фильма. Одна из них, запечатлевшая сцену в гареме султана, примечательна тем, что весь отснятый эпизод авторы сочли непристойным и не включили в фильм, но напоминание о нём осталось.

В спецхранилище музея находится и киноплёнка – восстановленная уже после Великой Отечественной супругой Александра Ханжонкова. Но она как реликвия сохраняется в условиях консервации. В кинопавильоне музея не менее шести раз в год к историческим датам демонстрируют цифровую версию фильма.

«Лопоть Илья Титович, матрос, который служил на 3-м бастионе оборонительной линии. Миронов Сергей Афанасьевич, унтер-офицер 10-го рабочего экипажа. Матрос 19-го рабочего экипажа Грибков Григорий Прокопьевич. Также мы знаем имя Федотова Григория Андреевича. И опознана была также по альбому Рерберга. Сержпутовская Елизавета Яковлевна, народная сестра милосердия».

По легенде, ещё одна женщина в кадре – это сама Даша Севастопольская. Но этот факт сотрудники музея не могут ни подтвердить, ни опровергнуть, ведь её прижизненные портреты не дошли до наших дней. Всего из 14-ти героев Крымской войны, которые появляются в последнем эпизоде фильма, историки смогли установить личность семерых. Потомки некоторых и сегодня живут в России. Есть среди них и севастопольцы.

ВИКТОРИЯ СОЛДАТОВА, потомок участника Крымской войны С. А. Миронова: «Мой прапрапрадедушка – Сергей Афанасьевич Миронов. В годы Первой обороны Севастополя воевал на 4-м бастионе – где мы с вами сейчас находимся. Был унтерофицером 10-го рабочего экипажа. И попал в первый фильм Ханжонкова, где как раз снимались ветераны Петровой обороны Севастополя».

Сергей Миронов сражался на том самом бастионе, о котором поручик Лев Николаевич Толстой писал: «Когда кто-нибудь говорит, что он был на 4-м бастионе, он говорит это с особенным удовольствием и гордостью». Здесь же Сергей Афанасьевич был ранен в ногу и контужен. Но в госпитале много времени не провёл: возвратился обратно на бастион. После Крымской войны Сергей Миронов работал смотрителем на Братском кладбище, потом на Морском заводе на артскладах. Его потомки по роду Солдатовых знают, что у него было 16 детей. И возможно, где-то у них есть ещё родственники – ведущие свою родословную от защитника легендарного Севастополя, попавшего в эпизод легендарного фильма. Семья Солдатовых хотела бы их разыскать.

Наталья Данилова, Анатолий Паньков, Денис Александрович, «Севинформбюро»




Дагестан Ингушетия КБР КЧР Осетия Ставрополь Чечня Адыгея Астрахань Волгоград Краснодар Калмыкия Ростов

Другие новости

Другие новости

Обьявления