Вместо улиц-каньонов - народные парки

Вместо улиц-каньонов - народные парки

Это уже вторая большая встреча городских активистов, представителей власти, архитекторов, экологов и застройщиков, организованная общественным  движением «Помоги городу», и прошедшая в КубГУ.

В фокусе внимания -  новые подходы к разработке зеленого каркаса города.

В рамках форума провели круглый стол «Девелопмент и строительная отрасль - вызовы. Реинжиниринг в условиях новых требований к высоким стандартам качества городской среды» с участием представителей ведущих строительных компаний города.

Касается всех и каждого

Тема форума острая и затрагивает каждого горожанина. Несмотря на ухоженный исторический центр, мы не можем пренебречь целыми микрорайонами, вырастающими в полях, - без детских садов, школ и прочей инфраструктуры, или «растаскиваемыми» на кусочки парками.

Мероприятие посетил и глава города Евгений Первышов.

- Сегодня тема «зеленого каркаса» касается любого крупного развивающегося города, Краснодара в том числе, - отметил Евгений Первышов, открывая работу форума. - Безусловно, в этом вопросе мы должны учитывать современные тенденции. Зеленые зоны - это серьезная и важная тема. Мы меняем подходы к сохранению и развитию природного хозяйства города. Озеленение не должно сводиться к увеличению количества деревьев. Это должна быть качественная, системная и эффективная работа - на научной основе, с учетом мнения ведущих экспертов в данной области. Крайне важно, что идея создания урбоэкологического каркаса и ее продвижение идет от активистов, неравнодушных жителей, многие из которых в этом зале. Спасибо за вашу помощь, желание работать в интересах Краснодара.

В ходе работы была презентована концепция градо-экологического каркаса Краснодара, подготовленного на волонтерских началах командой серьезных архитекторов и ландшафтных дизайнеров.

- Урбоэкологический каркас - это водно-зеленый каркас, который объединит зеленые и водные пространства города - как существующие, так и те, которые будут созданы. Он даст полное понимание того, где и какое необходимо благоустройство. Свою задачу мы видим в привлечении к этой теме органов власти и жителей, чтобы они сами наводили порядок там, где это необходимо, - сказала лидер движения «Помоги городу» Елена Шувалова.

Зеленый каркас нужен прежде всего для сохранения физического и психического здоровья краснодарцев, он помогает нивелировать температурные перепады (в нашем городе температурный разброс в разных частях достигает 8 градусов). Он включает не только деревья и кустарники, но и налаженную транспортную инфраструктуру, зоны общественной активности. Поэтому первый шаг в сторону создания градоэкологического пояса Краснодара - создание единой системы зеленых территорий с учетом сложившейся застройки города. Впрочем, каждый эксперт в ходе дискуссии высказал свой взгляд на точки роста современного Краснодара.

Говорят эксперты

Элина Красильникова, профессор кафедры «Урбанистика и теория архитектуры» ВолгГТУ, член Союза архитекторов РФ:

- С точки зрения комфортной среды Краснодар имеет много плюсов. Есть красивые парки и маленькие островки зелени в самом центре. Но вот чего не хватает, так это функционального назначения зеленых территорий. Чтобы каждый бульвар имел свое уникальное наполнение, например создать Театральный сквер рядом с Театральной площадью, или Ретро-парк, где можно взять напрокат старинные велосипеды, организовывать ярмарки. Это тенденция европейских городов, и Москва сейчас идет по такому же пути: там каждый сквер имеет название, особенности развития, тематический сценарий. Таким образом, мы привлекаем жителей к обустройству этих территорий. Как это сделать? Приведу собственный пример: в родном городе Волгограде мы создали маленький сквер на площади в 1 га в структуре квартала малоэтажной застройки. И когда я начала его проектировать, я много общалась с местными жителями. Социальный сценарий сегодня - основа градостроительного образования.

Еще одна проблема - разобщенность зеленых зон. А в жарком климате хочется прогуливаться под пологом деревьев. Получается, что горожанин перебегает открытые территории, неухоженные улицы частной застройки и вдруг попадает в красивый сквер с фонтанами. Возникает диссонанс: с одной стороны общественное пространство, и тут же - высотная застройка, где мы не получим хорошего променада. А люди ориентируются на озелененных улицах, в парковых зонах. Нужно продумать ландшафтный сценарий, провести реконструкцию города, начиная с транспортной системы, и, проанализировав зоны общественной активности, разбить в этих местах скверы. Сейчас есть хорошая тенденция: обустраивать парковые зоны возле торговых центров, это позволяет «вытащить» людей из магазинов на природу.

Илья Заливухин, вице-президент Российского союза архитекторов города Москвы:

- Краснодар разрастается хаотично. Вырастают новые микрорайоны, но без инфраструктуры, где нет общественного транспорта. И в связи с этим люди садятся в свои автомобили, приезжают в центр, где кипит работа, культурная и общественная жизнь.

И что происходит? Мы видим огромные пробки, хотя москвичи привыкли к часовым заторам на дорогах. Причина лежит в отсутствии стратегии пространственного развития, общего понимания: где мы строим, а где нет, где у нас новые территории, а где надо прокладывать скоростные магистрали. Выходом может стать «мастер-план» развития города - своего рода договор между властью, бизнесом и обществом. К разработке надо подключать не только градостроителей, архитекторов, социологов, но и экологов, общественников, бизнесменов. Без такой стратегии могут быть точечные улучшения, которые, не дай бог, придется переделывать. Вот мы посадим деревья, а потом окажется, что на этом месте нужна дорога, или сделаем пешеходную улицу, а нужна остановка общественного транспорта.

По поводу зеленых зон. Дело не в площади, а в том, где они расположены и как увязаны со всей структурой города. Новые парки должны быть созданы в комплексе с окружающей территорией. Надо понять, стоит ли разбивать парк в поле, окружая его жилыми домами, или разбивать его в реорганизуемой промышленной зоне и затем включать в городскую ткань. К озеленению можно привлечь бизнес, тех же застройщиков, ведь часть расходов все равно должна идти на общественное пространство. Думаю, лучше жить на тридцатом этаже и перед тобой будет парк, чем на девятом с видом на пустырь.

Игорь Мазурок, главный архитектор Краснодара:

- Задача городских властей - создать крупные массивы с большой биологической массой зеленых насаждений, которые стали бы базой для развития единого каркаса вокруг них. Естественно, все озвученные предложения на форуме будут приняты к сведению. Начну с простой вещи: что такое парк? Территория в 10-15 гектаров для общественного отдыха. Но когда мы описываем проекты, часто забываем о другой стороне дела: есть нормативы, земельные законодательства.

Например, мне очень нравится предложение разместить на улице Кирова блошиный рынок, но в реальности наталкиваемся на то, что его нельзя организовать на чужой территории, в домовладении, на клумбе или проезжей части. На самом деле, власти знают о недостатках, но правовая сторона во многих вопросах просто отстает. Хочу напомнить, что знаменитый свод правил градостроительства базируется на положениях, заложенных еще в 1980 году.

На сегодняшний день важно восполнить недостаток зеленых массивов в городских округах. Если взглянуть на карту, видно, что Прикубанский округ - самый развивающийся и в то же время самый обделенный в плане парковых территорий. Поэтому мои предложения касаются большей частью именно Прикубанского округа. Мы выбрали примерно 14 площадок: жилой район «Парковый», примыкающий к торговому центру «Красная площадь» (здесь предусмотрено разбить зоны зеленого пользования); пересечение улиц Западный Обход и Дзержинского - горпарк площадью 24 гектара; бульвар с примыкающей площадью 1 га вдоль улицы Героев-Разведчиков и другие.

Эти зоны и войдут в живой зеленый каркас города.

Анна Юркова Фото Ивана Журавлева




Дагестан Ингушетия КБР КЧР Осетия Ставрополь Чечня Адыгея Астрахань Волгоград Краснодар Калмыкия Ростов

Другие новости

Другие новости

Обьявления