Зачем заключенным Чувашии высшее образование?

Зачем заключенным Чувашии высшее образование?

В Чебоксарах находится самая старая действующая тюрьма в России. Здание, построенное еще при Иване Грозном, сгоревшее дотла при первом же пожаре и пережившее второе рождение в 1648 году, ныне именуется учреждением ИЗ-21/1, также известным как следственный изолятор № 1. Существует легенда, гласящая, что в ее стенах томились Стенька и Фрол Разины — знаменитые лидеры крупнейшего в допетровской России крестьянского восстания 1670-1671 годов. Разумеется, нельзя не упомянуть обязательный для тюремных «резюме» факт — за всю историю не было совершено ни одного удачного побега. Однако сегодня для нас примечательны не столько исторические особенности тюрьмы, сколько события совсем недавнего времени. 

Алексей Меринов

Первая ласточка  в старом гнезде

В июне 2015 года в стенах СИЗО-1 УФСИН Чувашии, впервые за многовековую историю учреждения, прошла защита выпускной квалификационной работы по специальности «Финансы и кредит».

Находящийся под стражей молодой человек на момент задержания являлся студентом 6 курса чебоксарского филиала Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Он обратился с ходатайством о возможности защитить дипломную работу в заключении. Руководство учреждения пошло навстречу и после согласования со следственными органами пригласило квалификационную комиссию в лице 6 человек. В состав комиссии вошел и директор филиала, кандидат юридических наук Сергей Петрович Яковлев.

— Подобная практика была у нас впервые. С учетом ходатайства студента и его адвоката мы пошли навстречу и не стали лишать студента права на получение специальности. Кроме того, все условия позволяли ему завершить обучение и получить заветный документ — он полностью прошел нормативный срок обучения и завершил преддипломную практику. Единственное — он не успел сдать госэкзамен и защитить дипломную работу, которая, кстати говоря, была уже полностью написана на момент задержания, — уточнил Сергей Петрович.

Защита прошла в следственном кабинете и завершилась успешно. Студент стал специалистом, находясь в изоляторе. И именно этот факт сегодня наиболее интересен. Ситуация, в которой находящийся в заключении человек имеет возможность завершить начатое когда-то обучение, — это не просто любопытный прецедент. Сегодня это наглядная демонстрация самого перспективного решения одной из ключевых проблем всей исправительной системы — проблемы ресоциализации заключенных.

Человека  человеком делает...

В контексте пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы, ресоциализация — это последовательный и комплексный процесс возвращения заключенного к жизни в обществе. Обязательное условие — соблюдение осужденным правовых норм, нарушенных им однажды.

Согласно статистическим данным УФСИН России по Чувашии, на момент 1 января 2015 года в исправительных учреждениях республики содержались 6959 заключенных. Из них впервые отбывали наказание меньше половины — 2692 человека. Все остальные уже ранее сидели в тюрьме, что, однако, не помешало им повторно попасть в места лишения свободы. Более того, в сравнении с прошлогодними показателями возросло количество лиц, заключенных под стражу третий и более раз. На момент 1 января 2014 года таких заключенных насчитывалось 1794, а к началу 2015 года — уже 1891 человек.

Подобная статистика удручает, ровно как и сводки МВД по Чувашии, в которых постоянно упоминаются тяжкие преступления, совершенные ранее судимыми гражданами. Как известно, такая ситуация именуется рецидивом (от лат. recidivus — «возобновляющийся»), и ее предотвращение — одна из ключевых задач всей уголовно-исполнительной системы. Для этих целей разрабатывается и применяется на практике система ресоциализации осужденных. Однако если в прошлом рецидивы пытались «излечить» физическим трудом, то теперь больший акцент ставится на интеллектуальную составляющую — перед заключенными открывают свои двери вузы.

Права и обязанности

Вообще, получение образования в тюрьме не является делом исключительным. В законодательстве предусмотрены статьи, ОБЯЗЫВАЮЩИЕ заключенных постигать азы грамоты. Согласно ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Заключенные старше 30 лет и инвалиды I и II группы освобождены от образовательной «повинности» и вольны выбирать по желанию — учиться им или нет.

Подобные учебно-консультационные пункты создаются практически в каждом учреждении УФСИН. Так, наравне с общеобразовательными школами России заключенные обучаются основным предметам, сдают ЕГЭ и получают аттестаты. Например, в мужской исправительной колонии общего режима № 4 в конце июня 2015 года были вручены аттестаты об общем образовании. В местах лишения свободы проходят даже импровизированные выпускные балы: в исправительной колонии № 2 города Алатыря в конце 2014-2015 учебного года состоялся торжественный выпускной вечер для 34 женщин-заключенных.

Также в законодательстве имеется ст. 108 УИК РФ, обязывающая получать начальное профессиональное образование тех осужденных, кто не имеет профессии (специальности), по которой могли бы трудиться в исправительном учреждении и на воле. Исключения составляют заключенные с инвалидностью I или II группы, а также достигшие пенсионного возраста — мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет. Право на профессиональное образование остается на их выбор.

Так, на базе профессионального училища № 115, находящегося на территории ИК № 2 г. Алатыря, 256 осужденных женщин освоили в 2015 году такие специальности, как «Швея», «Портной», «Повар» и «Оператор швейного оборудования». Из них 64 выпускницы завершили обучение с отличием, а еще 62 — с повышенным разрядом.

Кроме того, образовательные учреждения для заключенных теперь имеют вторую гербовую печать. На ее оттиске не содержится отсылок к «режимности» заведения, которое окончил выпускник.

«Осталось только захотеть — и все у нас получится»

Что касается высшего образования, то и его получение вполне осуществимо. Как говорится, было бы желание.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, учреждения УФСИН России по Чувашии стараются всячески содействовать заключенным, пожелавшим получить диплом вуза.

Представлены возможности по заочной и дистанционной форме обучения. Список учебных заведений, специальностей и порядок поступления представлен на стендах наглядной агитации в карантинных отделениях, помещениях воспитательной работы, в отрядах и комнатах для встреч с родственниками. При необходимости руководство тюрем помогает заключенному собрать документы для поступления. Оплата обучения производится из собственных средств осужденного. Как правило, в этом помогают родственники или близкие.

Среди заведений, где возможно обучение, числятся как вузы Чувашии — ЧГУ им. И.Н. Ульянова, Московский автодорожный институт, так и учреждения других регионов России. Например, заключенные из Чувашии могут получить неполное высшее и высшее профессиональное образование в Челябинском государственном университете, Донском государственном техническом университете, а также в ряде московских вузов. Список заведений обширен и может предоставить почти любую специальность.

Поступившим студентам организовываются условия для занятий. Например, в колонии № 5 города Козловка для заключенных, получающих дистанционное образование, руководство тюрьмы выделило помещение с компьютерами. В итоге, в конце 2014 года осужденная колонии освоила программу бакалавриата в Современной гуманитарной академии. После того как она прошла государственную аттестацию по направлению «Юриспруденция», ей была присвоена квалификация бакалавра. Диплом вручал лично представитель академии, специально прибывший в исправительное учреждение. Директор чебоксарского филиала Санкт-Петербургского государственного экономического университета Сергей Петрович Яковлев, принимавший экзамен в СИЗО № 1, отмечает:

— Защита проходила с соблюдением всех предусмотренных процедур. Государственная экзаменационная комиссия в полном составе (5 преподавателей и секретарь) выехала в СИЗО и провела все мероприятия, необходимые для сдачи госэкзамена и защиты дипломной работы. Особенностей не было никаких, кроме, конечно, самой обстановки. Была та же самая система вытягивания билета, отведенное время для подготовки ответа. Единственное — это атмосфера следственного изолятора и ограниченное пространство комнаты, предоставленной для процесса.

Однако важно понимать, что высшее образование в тюрьмах России — это возможность, но далеко не закономерность. И если государство активно поддерживает образовательные программы для заключенных, то сами арестанты вовсе не спешат садиться за учебники.

Как сообщает пресс-служба УФСИН России по Чувашской Республике, на начало 2015 года в учреждениях ведомства всего 11 заключенных обучаются в различных вузах страны.

Вновь прибывшая  «чистая совесть»

В контексте личностной психологии ресоциализация — это процесс повторной социализации, которая может длиться всю жизнь человека. Иными словами, это своего рода реабилитация, при помощи которой осужденный восстанавливает прежние связи с окружающим миром или создает новые.

Для заключенного этот процесс осложняется тем, что его личность уже успела претерпеть значительные изменения, продиктованные адаптацией в тюремном мире. Ни для кого не секрет, что за многие десятилетия внутренний уклад жизни в колониях России сформировал устойчивую субкультуру, которая жестко, а порой и жестоко адаптирует психологию вновь прибывших.

Таким образом, человек принимает «на веру» ценности внесоциального существования, а ценности будущей, далекой, а оттого несуществующей свободной жизни порой полностью стираются. Здесь и кроется одна из причин столь малой популярности образования в тюрьмах. Исключая ряд объективных факторов (наличие денежных возможностей и когнитивных способностей), ключевой момент — это отсутствие сиюминутной потребности в знаниях. А будущая потребность, та, которая «на перспективу», стирается заведомой предвзятостью как общества, так и работодателей.

Именно поэтому социальную адаптацию заключенных разделяют на пенитенциарный (в исправительном учреждении) и постпенитенциарный (после освобождения) этапы. И если в рамках исправительной системы проводятся комплексные мероприятия по ресоциализации осужденных, в том числе художественная самодеятельность (концерты, спектакли), творческие мастерские, ярмарки вакансий, работа с психологами и духовными представителями различных конфессий, то после освобождения заключенные порой никому не нужны.

И здесь всплывает совсем не очевидный аспект ресоциализации — дальнейшая судьба бывших зеков в определенной степени зависит и от нас с вами. Как бы ни хотелось свалить всю ответственность на другого, человек, тем не менее, животное стадное. Общественные стереотипы и личностное отношение к лицам из мест, не столь отдаленных, играют важную роль, поскольку человек с затрудненной социальной адаптацией не в силах противостоять устоявшимся шаблонам.

Необходимо понимать, что преступники-уголовники, якобы обреченные всю жизнь следовать знаменитому кредо романтиков «украл, выпил — в тюрьму!», — это прежде всего люди. И они вовсе не обязаны повторять этот порочный круг.

Ни в коем случае не облагораживая образ современных арестантов, стоит заметить одно — инициативы УФСИН России не будут иметь продолжения в обществе, где вновь прибывшие встречают лишь брезгливое пренебрежение и холодное равнодушие.

Разумеется, они вновь вольются в ту среду, где во главу угла ставятся именно тюремные ценности и законы. И эта среда, в свою очередь, вновь втянет человека в бесперспективный конфликт с общественными нормами и законами, поражение в котором будет стоить рецидивисту свободы, а членам общества — здоровья, благополучия или жизни.

Поэтому над предвзятостью также необходимо работать, хоть и очевидно, что процесс этот заведомо неблагодарный, поскольку рецидивисты были, есть и будут. Но если преодоление общественных стереотипов поможет избежать повторных преступлений хотя бы одному проценту бывших заключенных из ста, то игра уже стоит свеч. В ином случае — мы лишь активнее будем пополнять бесконечный конвейер преступлений и наказаний. 

Игорь Фёдоров



Дагестан Ингушетия КБР КЧР Осетия Ставрополь Чечня Адыгея Астрахань Волгоград Краснодар Калмыкия Ростов

Другие новости

Другие новости

Обьявления