Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг является одной из важнейших социально значимых функций государства. Учитывая, что Роспотребнадзор согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.04 N 322, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), является одним из приоритетных направлений в деятельности Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике.

В настоящее время все граждане, проживающие как в приватизированных, так и неприватизированных квартирах в многоквартирных жилых домах, являются потребителями жилищно-коммунальных услуг. Их исполнителем является предприятие или учреждение (организация), в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится соответствующий жилищный фонд. В основе отношений между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг должен лежать договор, обязанность по подготовке проекта и заключению которого возложена на исполнителя. При этом необходимо отметить, что исполнитель не вправе включать в договор условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Как показывает практика, в большинстве случаев отношения потребителей жилищно-коммунальных услуг с соответствующими исполнителями не оформлены надлежащим образом, однако это не должно служить основанием для признания отсутствия между ними договора как такового, поскольку между названными сторонами в любом случае (прежде всего - в силу закона) существуют договорные отношения, основанные среди прочего на фактической поставке гражданам соответствующих энергоресурсов, вне зависимости от наличия или отсутствия заключенного в установленном порядке (с соблюдением простой письменной формы) договора найма (социального найма) жилого помещения или договора на его обслуживание.

Следует отметить также, что согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" и п. п. 1.5, 4.1 Правил предоставления коммунальных услуг каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги, связанные с энерго-, тепло- и водоснабжением занимаемого им жилого помещения, соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.

Единственным основанием, освобождающим исполнителя от соответствующей гражданско-правовой и административной ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, согласно п. 6.6 Правил предоставления коммунальных услуг может служить доказанный им факт действия непреодолимой силы.

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг со стороны Роспотребнадзора предусматривает систему мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений потребительского законодательства.

Потребители в случае нарушения их законных прав могут обращаться в Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике и его территориальные отделы либо оставить электронное обращение на официальном сайте Управления в разделе «Прием обращений».




Дагестан Ингушетия КБР КЧР Осетия Ставрополь Чечня Адыгея Астрахань Волгоград Краснодар Калмыкия Ростов

Другие новости

Другие новости

Обьявления